Как Планировать Свой День. Как Правильно и Эффективно Планировать Свое Время
Коллективное планирование
Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы организации и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит актив на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений, самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.
Коллективное планирование — совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.
Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.
Каким должен быть первый шаг коллективного планирования? В установочной «стартовой беседе» взрослый лидер увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:
Увлечение радостной перспективой. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошего для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что...»;
Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям;
Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными»;
Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста;
Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?», «Что за этим скрывается?», «Кто разгадает тайну?», «Самое таинственное на свете...»;
Увлечение смешным, веселым.
Далее идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:
- Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?)
- Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для организации, для города, для школы, для своих родных, для малышей, для окружающих людей и т.д.
- Когда сделаем?
- Кто участвует?
- С кем лучше провести это дело?
- Как организовать подготовку?
- Кому доверить руководство делом (актив, совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?
При этом взрослые лидеры не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора — доброжелательный, заинтересованный.
План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участников планирования.
Приемы организации коллективного планирования
1, Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану организации, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.
2 «Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела организации (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить?
За какое дело возьмешься в качестве организатора?
- Спец выпуски газет ДиМОО, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Какой быть нашей организации?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.
- Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по поручениям, интересам. Пусть вожатые "Наследников" придумают свои дела, художники - свои, тимуровцы и туристы - свои, организаторы досуга - свои. Из таких предложений и сложатся общие дела организации (школы).
- Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой не стандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
- Копилка интересных предложений («банк идей»). В школе вывешивается
ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.
- Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти, узнать, разведать. Задание группам определяет взрослый лидер или совет организации (дела).
В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе. (См. выше)
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/dSTMwTgf0yo" width="560"></iframe>