Государственное учреждение образования
«Мозырский центр творчества детей и молодежи»
ПРОГРАММА
летнего лагеря дневного пребывания учащихся «Радуга талантов»
(культурно-досуговый профиль)
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации программы: июнь, 18 дней
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа летнего лагеря дневного пребывания разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля.
Летний лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности. Это радостное время духовного и физического развития и роста каждого ребенка.
Лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга талантов» предназначен для отдыха одаренных учащихся, достигших высоких результатов в течение учебного года.
Цель – создание условий для формирования навыков общения, самореализации и социализации одаренных учащихся через культурно-досуговую деятельность.
Задачи:
Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
Формировать устойчивую мотивацию на здоровье у учащихся.
Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря. Программа «Радуга талантов» рассчитана на то, что дети каждый день совершают увлекательные познавательные путешествия, расширяющие их кругозор.
Программа основана на принципах:
Гуманизма – отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности – терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
Духовности – формирование у детей нравственных ценностей, соблюдение норм морали.
Доступности – учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
Принцип гуманизации отношений.
Программа организации летней лагерной смены призвана всесторонне удовлетворять потребности детей и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха через разнообразные виды деятельности:
• художественно-эстетическое и музыкальное творчество;
• декоративно-прикладное творчество;
• интеллектуальное развитие;
• здоровый образ жизни;
• досуг;
• социально-психологическую адаптацию;
• экскурсионную работу.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Лагерь размещается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г.Мозыря». Длительность смены – 18 дней. Пришкольный лагерь комплектуется из учащихся 5-7 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Программа рассчитана на 1 лагерную смену. На ее освоение отводится (кол-во дней – 2)*2= 32 часа. Отряд состоит из 10 человек.
Программа лагеря реализуется также на базе клуба по месту жительства «Юность». Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам: с хорошим освещением и источником водоснабжения.
Технические средства обучения: компьютер, музыкальная аппаратура, микрофон, флешкарта, мультимедийные материалы (видеофильмы, презентации, музыкальное сопровождение).
Материалы и оборудование: игровой реквизит (дартс, шахматы, шашки, паззлы, настольные печатные игры); канцтовары (ватманы, маркеры, фломастеры, карандаши, краски) и другой подручный материал для игр, конкурсов, соревнований; спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи; костюмы для инсценировок и мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела/тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
Вводное занятие |
2 |
2 |
|||
1. |
Художественно-эстетическое, музыкальное и декоративно-прикладное творчество |
6 |
1 |
5 |
|
2. |
Интеллектуальное развитие и досуг |
7 |
1 |
6 |
|
3. |
Социально-психологическая адаптация и профилактика здорового образа жизни |
5 |
2 |
3 |
|
4. |
Экскурсионная работа |
10 |
10 |
||
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|||
Всего |
32 |
4 |
28 |
||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Торжественное открытие лагеря «Радуга талантов». Игры-знакомства. Цель и задачи лагерной смены, ознакомление с планом работы. Распределение обязанностей, выбор актива отряда. Беседа по правилам безопасного поведения.
- Художественно-эстетическое, музыкальное и декоративно-прикладное творчество
Акварельное фэнтэзи «Радуга талантов!» (конкурс рисунков). Дизайн-студия «Веселые краски». Создание отрядной газеты «Познакомьтесь – это мы!». День боди-арта. Акварельные фантазии «На гребне волны». Музыкальная терапия «Цветочный карнавал». Мастер-класс «кАРТинка». Час творчества «Своими руками». Мастер-класс «Подарочная коробочка» Творческая фантазия «Мир сумок».
- Интеллектуальное развитие и досуг
Квест-игра «Открой свой район». Настольные игры «Башня», «Кто я?», «Попробуй, повтори!». Энкаунтер «Лето зовет». Театр теней «Мои домашние любимцы». Кино-бум «Кто куда, а мы – в кино!». Эко-десант «Сделай мир чище!». Игра-представление «Модный приговор». Дискотека «Мыльные пузыри». «Сinema! Сinema! Сinema! От тебя мы без ума». Викторина «Сказочные герои». Викторина «Правда ли?». «Алфавитная викторина». Настольная экономическая игра «Монополия». Конкурс сочинений на тему: « Мои впечатления о лагере».
- Социально-психологическая адаптация и профилактика здорового образа жизни
Организация экскурсий; здорового питания детей; спортивных эстафет; подвижных спортивных игр. Игры на знакомство и сплочение. Тренинг «Мы одна команда!». Игротерапия «Расскажи мне обо мне». Беседа «Опасные шалости на воде». «Гаражный баскетбол» (игра 1х1). Спортландия «Играй и побеждай!». Игротерапия «Разноцветный мир здоровья». Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере).
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при прогулках и экскурсиях», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность при проведении спортивных мероприятий» и др. Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми».
- Экскурсионная работа
Экскурсия на радио «Нелли-инфо». Экскурсия на Гребную базу филиала УО «Гомельское государственное училище олимпийского резерва». Экскурсия в центр циркового искусства «Арена». Экскурсия в УО «Мозырский государственный музыкальный колледж». Экскурсия в «Сувенирную галерею» Мозырской фабрики художественных изделий. Экскурсия в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина. Экскурсия в эколого-культурный центр аг. Козенки. Экскурсия в «Центр юных пожарных г.Мозыря». Экскурсия на Мозырскую спасательную станцию совета ОСВОД. Экскурсия на Мозырскую станцию по сортировке ТКО города и района. Экскурсия в ЭБО «Живой уголок». Экскурсия в Свято-Михайловский собор. Экскурсия на частную конюшню «Лошадиный рай». Экскурсия в ООЗЖ «Верные друзья».
Итоговое занятие
Торжественная церемония закрытия лагеря. Подведение итогов. Награждение учащихся. Оформление книги впечатлений и пожеланий. Фото на память.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы лагеря летнего пребывания учащиеся приобретают навыки положительного опыта общения со сверстниками; расширяют представление о разнообразии видов культурно-досуговой деятельности; получают возможность для самореализации в творческой и познавательной деятельности, для развития лидерских качеств и умений.
Реализация программы предполагает также физическое и психологическое оздоровление детей, создание мотивации у учащихся на познавательную деятельность.
Каждый день учащиеся заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу, механизм обратной связи.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Торжественная церемония закрытия лагеря «В кругу друзей». Награждение активных, веселых и трудолюбивых. Оформление пожеланий и впечатлений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы лагеря с дневным пребыванием «Радуга талантов» рассчитана на учащихся 5-7 классов, количество детей в отряде 10. Программа включает в себя конкурсы, церемонии открытия и закрытия, различные экскурсии, заочные путешествия, мастер-классы, веселые эстафеты. В каждой конкретной ситуации педагог самостоятельно выбирает методы и формы культурно-досуговой деятельности, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль. Формы работы: планирование; подготовка к лагерной смене; оформление лагеря; подготовка материальной базы; определение обязанностей.
Оздоровительный модуль. Формы работы: инструктаж по ТБ; влажная уборка, проветривание; организация питания учащихся; спортивные праздники; экскурсии; подвижные игры.
Творческий модуль. Формы работы: коллективно-творческая деятельность; участие в общелагерных мероприятиях; экскурсии; конкурсы.
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью); методы театрализации; методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности); метод стимулирования.
Основными формами организации деятельности являются: коллективно-творческое дело; ролевая игра; фестиваль, конкурс; мастер-класс; прогулка, экскурсия.
На время смены учреждение превращается в страну игр и творчества. В первый день учащиеся придумывают название отряда, девиз и представление, отличительный атрибут, речевку, эмблему. В течение смены проходят мастер-классы, соревнования, конкурсы, викторины.
Работа построена в тесном контакте местным социумом (школа, почта, МЦТДиМ и др.). Ребята сами готовят танцы, песни, осуществляют обмен информацией, занимаются подготовкой общих творческих дел. Каждое утро после завтрака организуется экскурсия, после обеда – творческое задание, для выполнения которого отводится определенный срок.
В ходе реализации программы предусмотрены выставки творческих работ. Во время проведения лагерной смены создается атмосфера творчества, содружества, личностного успеха.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Литература для педагога
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.
- Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 346 с.
- Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – Москва, 1998.
- Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – Санкт-Петербург, 2011.
- Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев, – М.: Педагогика, 1987.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): (учебное пособие) / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд. доп. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – Москва: Академия, 1995. – 159 с.
- Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактор формирования социально активной личности: материалы научно-практической конференции (Минск, 30–31 марта 2010 г.) / главный редактор Н.В. Васильченко. – Минск: Нац. центр худ. творчества детей и молодежи, 2010. – 212 с.
- Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева – М.: Академия, 2002.
- Сморгович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пособие / И.Л. Сморгович; Мин-во культуры Республики Беларусь; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
Литература для учащихся
- Дорохов, А.А. Как себя вести / А.А. Дорохов. – М.: Народная асвета, 1979.
- Жук, Л. И. Веселья час / Л. И. Жук // Праздник в школе.– 2008. – с 33-48.
- Козак, О.Н. Азбука развлечений. Летние игры для больших и маленьких / О.Н. Козак. – Санкт-Петербург, 1997.
- Ликум, А. М. Все обо всем / А. М. Ликум – М.: Просвещение. – 1997. – №1. – с. 191-192.
- Ликум, А. М. Все обо всем / А. М. Ликум – М.: Просвещение. – 1997. – №3. – с. 476-477.
- Лобачева, СИ. Мозаика Детского Отдыха. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере / С.И. Лобачева. – М., 2007.