Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Наши публикации по теме

Дата: 2 мая 2019 в 17:15, Обновлено 29 апреля 2022 в 15:28

Психологическое сопровождение родителей одаренного учащегося

Андросова Марина Сергеевна, заведующий учебно-методическим кабинетом, педагог дополнительного образования

Семья одаренного или способного ребенка имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Какое бы важное влияние ни имели природно-обусловленные факторы или целенаправленное обучение и воспитание на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Поэтому педагог – это координатор усилий не только для оптимального развития одаренных, способных детей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Мировая практика работы с одаренными детьми указывает на необходимость серьезной просветительской работы среди педагогов и родителей для формирования у них научно адекватных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

В рамках работы по теме опорной методической площадки «Развитие личности одаренного ребенка в условиях УДОДиМ» уже был разработан информационно-методический кейс «Грани мастерства», содержащий нормативные, правовые, методические, психолого-педагогические и информационно-аналитические материалы, позволяющие обеспечить сопровождение образовательного процесса с одаренными учащимися, повышение профессионального мастерства педагогических кадров в вопросе работы с одаренными учащимися.

Следующим шагом работы в данном направлении стала идея разработки просветительского инструмента для родителей одаренных учащихся. Ведь чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка и имеют непосредственное отношение к развитию его личности. Но также есть мнение, что и многие психологические проблемы одаренных детей обусловлены отношением родителей к самому факту одаренности их ребенка.

В связи с этим мы занялись разработкой проекта «Школа-квест для родителей одаренных учащихся «ОДАРЕННОСТЬ.BY». Целью работы стала разработка эффективной системы психологического сопровождения родителей одаренного ребенка.

Результаты подготовительного этапа осуществления проекта выявили некоторые противоречия в представлениях родителей наших учащихся о талантах своего ребенка и его действительных способностях, а также свидетельствовали о низкой осведомленности родителей в вопросах одаренности.

С учетом данного момента при организации работы с родителями, а также низкой мотивации в изучении и развитии детской одаренности, нежелании/неумении видеть таланты своего ребенка мы разработали и сейчас апробируем в нашем учреждении современную и продуктивную форму организации взаимодействия с родителями – школа-квест. Оригинальная и актуальная для сегодняшнего форма позволяет заинтересовать родителей, побуждая проявить свою активность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. В простых и игровых формах родители обучаются эффективному взаимодействию со своими детьми, что вызывает положительные эмоции и способствует формированию адекватных форм общения.

Основные задачи школы-квеста для родителей:

  1. Повышение педагогической компетентности и осведомленности родителей в вопросах одаренности.
  2. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения одаренного ребенка.
  3. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка (индивидуальная и групповая консультативная работы, занятия с элементами тренинга).
  4. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
  5. Поддержка и поощрение родителей одаренных учащихся.

В работе школы-квеста принимают участие разные специалисты учреждений образования. Главная цель – расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение родительской рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработка новых навыков взаимодействия, установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества.

В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Одновременно с формированием у родителей желания видеть в своем ребенке талант и необычный дар, целью психологической помощи родителям является помощь им в понимании, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок.

Технология реализации проекта «ОДАРЕННОСТЬ.BY» предполагает осуществление трех последовательных этапов в течение 2 академических часов работы онлайн.

Перед началом работы каждый родитель получает маршрут участника: специально разработанные методические материалы, программа работы и маршрутный лист.

1 этап – установочный. Целью этапа является введение участников в проблему, знакомство с моделью сопровождения родителей по вопросам развития и воспитания одаренных учащихся.

2 этап – работа трех компетентностных консультативных площадок «Психология одаренного ребенка», «Педагогическая лаборатория», «Лаборатория здоровья». Целью работы площадок является помощь родителям со стороны специалистов в решении конкретных проблем их ребенка, ориентация в существующих качественных источниках информации и обучение взаимодействию с одаренными детьми.

Таким образом, родители получают возможность узнать о специфике комплексного развития одаренного ребенка и получить практические навыки эффективного родителя в рамках площадок школы-квеста.

3 этап – работа общей интерактивной площадки (форум). На заключительном этапе проводится групповое обсуждение, где участники делятся полученным опытом и пытаются вместе ответить на вопросы:

Почему в наше время нужно заниматься и развивать одаренных детей?

Какие родительские компетенции необходимо формировать?

Что нужно делать для поддержки развития детской одаренности?

Важным направлением реализации проекта является организация совместной досуговой деятельности одаренных детей и их родителей. С этой целью планируется проведение совместных мероприятий для детей и их родителей познавательной направленности, выставки семейных фотографий и др.

Деятельность школы-квеста помогает ориентировать родителей наших учащихся на следующие принципы взаимодействия с одаренными детьми:

Принцип безусловного принятия ребенка.

Принцип доверия к ребенку.

Принцип создания ситуации выбора.

Принцип доброжелательности и безоценочности.

Принцип демократичности общения.

Принцип создания атмосферы творчества в семье.

Принцип согласованности в воспитании.

Представленная система работы позволяет повышать педагогическую и психологическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании одаренных детей, а также открывает перспективы для создания цифрового информационного пространства учреждения.

Список использованных источников:

Рычкова, В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье / В.В. Рычкова // Молодой ученый. – №10 – 2011. – С. 181-184.

Республиканская декада методических мероприятий "Осуществление социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи учащимся: опыт, инновации" (19-28 февраля 2019 года)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Андросова Марина Сергеевна,

заведующий учебно-методическим кабинетом

ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи»

Основной причиной неудовлетворительного положения системы психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся является недостаточное понимание актуальности данной проблемы в ряде институтов общества.  Конечно, в целом в обществе и соответствующих образовательных структурах уже есть подлинное понимание объема задач по работе с одаренными детьми, однако, довольно часто данная работа просто освещается громкими лозунгами. Как ни странно, именно в системе образования отсутствует четкое понимание важности работы с одаренными детьми. Нет понимания, что только создание собственной интеллектуальной и творческой элиты сможет вывести страну из духовного кризиса, поднять на новый уровень развития.

Еще одна причина неудовлетворительного положения – слабость кадровой базы.  Для одаренных детей не нужны особые условия, им нужны специально подготовленные педагоги. Более того, не совсем понятно, каким должен быть настоящий учитель одаренных детей, что именно от него требуется.

Также следует отметить, что большинство разработанных педагогических стратегий, даже по-своему эффективных (например, углубление обучения и т.д.), связаны в основном с системой образования, тогда как основная проблема заключается в системе личностного развития одаренного ребенка. С этой точки зрения многие из имеющихся в настоящее время стратегий, решающих (и зачастую очень эффективно) те или иные служебные задачи по развитию и воспитанию одаренных детей, категорически неэффективны в решении основной задачи работы с одаренными – развитии его личностных качеств и особенностей.

В связи с тем, что одаренные дети обладают особыми образовательными и познавательными способностями, для педагогов важно уметь распознать эти характеристики на ранней стадии, а затем разработать и реализовать программы сопровождения (программы вмешательства). Зачисление одаренных детей в обычные классы, которые не следуют особой образовательной программе, создает факторы риска для ингибирования развития их талантов и опыта положительных эмоций. Кроме того, многие одаренные дети уже в дошкольном возрасте испытывают чувство разочарования, скуки, страдают от низкой самооценки и других негативных характеристик, которые могут стать результатом их асинхронного развития.

Учащихся, которые демонстрируют  исключительно высокие способности, относят к категории одаренных. Процент одаренных учащихся варьируется от 3% до 10% от общей детской популяции в зависимости от метода их идентификации. Педагоги и школьные психологи признают особые потребности этой группы и преимущества раннего выявления и вмешательства, поскольку одаренные дети даже в дошкольном возрасте проявляют особые когнитивные,  образовательные характеристики.

Выявление одаренных детей в дошкольном учреждении и в начальных классах очень важно для развития их талантов и способностей. В начале ХХ столетия и на протяжении многих лет идентификация способных и одаренных детей основывалась исключительно на тестах IQ (интеллектуального развития). И в последние десятилетия, хотя в диагностике психологи используют несколько критериев для оценки одаренности, оценка IQ по-прежнему является доминирующим критерием. Традиционные методы идентификации: тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей, несомненно, являются наиболее признанными и принятыми, тем не менее, не стоит исключать и другие нетрадиционные инструменты идентификации. Например, во многих случаях родители задолго до каких-либо официальных подтверждений могут обнаружить те или иные задатки и способности у своего ребенка.

Несвоевременное выявление, отсутствие особого подхода с учетом потребностей одаренного учащегося,  приводят к возникновению чувств разочарования, скуки. Тем не менее, интеграция одаренных  детей в обычном классе может быть успешной, если выполняются следующие условия: небольшое количество учащихся в классе; гибкое преподавание, которое культивирует автономию в обучении и мышлении; когнитивные методы обучения, способствующие решению повседневных задач; педагоги со знаниями и мотивацией, которые способны реализовывать творческие принципы обучения.

Интеллектуально одаренные учащиеся предпочитают гибкие стили обучения, которые помимо типичного запоминания, вызывающего у них чувство скуки, предполагают активную занятость и помогают мобилизоваться на творческое обучение. Содержание и процесс обучения должны быть согласованы с потребностями и специфическими интересами одаренных учащихся.

Во время исследования специальных способностей одаренных детей и их проблем были предложены альтернативные способы обучения, которые внедряются в большинстве стран: ускорение, обогащение, группировка. Рассмотрим их подробнее.

Ускорение

Эффективность метода ускорения была досконально исследована и подтверждена. Однако, сжатие образовательной программы позволяет ребенку ускоряться только по определенному познавательному предмету, оставив изучение остальных в нормальном темпе. Ускорение может быть выражено в раннем поступлении в школу, детский сад; пропуске класса или зачислении в классы ускоренного обучения.  Основной аргумент сторонников ускорения заключается в том, что система образования не должна игнорировать потенциал одаренных учащихся, заставляя их следовать медленными шагами обучения своих сверстников, помещая их в образовательную среду, которая ниже их ожиданий и потенциала.

Обогащение

Такой образовательный подход как обогащение является наиболее приемлемым, по мнению большинства экспертов, и наиболее эффективным методом поддержки одаренных учащихся. Обогащение определяется как разнообразие образовательного процесса через модификацию образовательной программы. Данный подход направлен на развитие высших психических функций и творчества через развитие критического и креативного мышления, усвоение основных этапов исследовательского процесса, поощрение, культивирование использования уже имеющихся знаний и самостоятельности в работе.

Преимущества метода обогащения в том, что выполняемая деятельность соответствует интересам и потребностям одаренных учащихся. Недостаток процесса обогащения в отсутствии специально подготовленных педагогов и неразвитости инфраструктуры. Программы обогащения сосредоточены на отдельных видах деятельности в соответствии с интересами учащихся с частичным наблюдением.

Группировка – отдельные группы учащихся

Группировка является еще одним успешным методом, используемым в образовании одаренных учащихся. Преимущество этого метода заключается в том, что учащиеся в однородной группе чувствуют себя принятыми и в достаточно безопасных и комфортных условиях, чтобы развивать свой потенциал, в то же время исключаются эгоцентрические тенденции и поведение превосходства.

Недостатком этого метода является то, что акт группировки может быть воспринят как дискриминация. Однако, элитарность – это проблема, которая может возникнуть из-за отношения других учащихся и родителей. Решение данной проблемы – создание группы в обычном классе, где одаренные учащиеся учатся сотрудничать и взаимодействовать с учащимися с аналогичными возможностями, а также активно занимаются вместе с остальными детьми на уровне класса. Реализация этой модели в образовательных системах, которые строго структурированы, может оказаться довольно проблематичной.

Таким образом, обогащение является одним из наиболее важных образовательных подходов в работе с одаренными учащимися. Поскольку метод обогащения дает возможность для развития мышления и познавательных способностей на более высоком уровне, помогает осуществлять творческий подход и углубленное изучение предмета, то его реализация может быть приемлема для всех учащихся, а не только для одаренных.

Исследования подтвердили эффективность метода ускорения в качестве возможности получения образования интеллектуально одаренными учащимися. С одной стороны, ускорение (например, ранее поступление в школу) может иметь негативные последствия как для самих учащихся, так и для их семей. С другой стороны, специальные школы и специальные классы улучшают академические достижения и социальное функционирование одаренных учащихся, т.к. общие классы не являются подходящей средой для развития их образовательных возможностей.

Стоит отметить, что вмешательство в образование одаренного ребенка должно иметь научно обоснованное подтверждение и предполагает разработку особых психолого-педагогических и социально-эмоциональных стратегий сопровождения развития личности учащегося с целью его позитивной адаптации и заботы о его психологическом благополучии. Кроме того, родители и семьи учащихся играют важную роль в развитии их способностей и талантов.

В заключение следует отметить, что программы и мероприятия по поддержке психологических и образовательных потребностей одаренных  учащихся в школе и их социальной среде, а не изолированность от повседневной жизни, способствуют наиболее полному, гармоничному и всестороннему развитию их личности.

Литература и информационные источники:

  1. Авдеева, Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / В.Б. Новичкова [и др.]; под ред. В.Б. Новичковой. – М.: Перспектива, 2002.
  3. Синягина, Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Н.Ю. Синягина [и др.]; под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. – М.: Академия, 2001.

XVIII республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, 17-18 апреля 2019 года (материалы выступления)

Создание педагогически оптимальной и комфортной среды, способствующей развитию и реализации творческих способностей одаренных учащихся в рамках реализации программы «Одаренные дети»

Андриевская Т.Л., заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи»

Идея саморазвития, самореализации занимает центральное место во многих современных концепциях. Философы, педагоги, психологи, социологи рассматривают потребность в саморазвитии как показатель личностной зрелости и одновременно как условие ее достижения. Большинство исследователей признают важность изучения условий, влияющих на благотворное формирование и развитие личности, и выделяют в качестве такового условия педагогический комфорт и психологическую безопасность, защищенность.

Принимая и поддерживая идеи создания особой педагогической среды, в нашем учреждении мы создаем среду сотрудничества, сотворчества, содействия и культурологического пространства. Это можно представить в виде следующей модели:

В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда»:

- целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах и дворцах творчества, микрорайоне;

- специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

Выстраивая стратегию развития учреждения и определения ключевых компонентов по созданию особой педагогической среды учреждения, мы провели педагогический совет «Создание педагогически комфортной среды для стимулирования потребности педагогов в саморазвитии и творчестве». На рассмотрение были вынесены вопросы о результатах методической работы; программно-методическом обеспечении образовательного процесса и уровене овладении программным материалом учащимися; самообразование рассматривалось как ключевой компонент в создании педагогической среды учреждения; была проанализирована профессиональная компетентность молодых специалистов; состоялась презентация газеты учреждения «Педагогическая среда». В итоге были приняты решения, направленные на активизацию проектной деятельности с учащимися, в том числе и в летний период; на создание положительного имиджа учреждения и изготовления символики: герба и флага центра, а так же ряд решений по активизации методической деятельности специалистов центра и конкретные мероприятия по реализации программы «Одаренные дети», которая действует в нашем учреждении с 2018 года, набирает темп и предусматривает планомерную работу до 2021 года.

Наш коллектив не случайно выбрал для себя девиз «Развивая таланты – растем душой!». В течение уже нескольких лет в центре в качестве подтверждения демонстрации одаренности учащихся и, в то же время, повышения социального статуса знаний, выступают различного рода программы, фестивали, конкурсы, конференции, работа профильных лагерей: «Лесной школы журналистики», лагеря для одаренных учащихся «Радуга талантов». Так, главная цель в программе лагеря для одаренных учащихся на это лето: объединение детей в совместной интеллектуально-творческой деятельности, создание среды общения, самореализации, социализации.

Яркие примеры деятельности одаренных учащихся нашего центра придают нам сил и вдохновляют на новые интересные дела. Мы особенно гордимся достижениями на республиканском уровне – а это 28 дипломов, проектной и исследовательской деятельностью учащихся. В этом учебном году самыми активными и результативными стали следующие объединения по интересам:

- клуб интеллектуальных игр, педагог Миневич Р.М. (13 наград на республиканском уровне: в республиканском турнире «Светлогорская осень», «Сустрэча-2019», «Кубок Мидгарда-2019»);

- подиум-школа «Стрекоза», педагог Журавлева Т.М.(6 дипломов на республиканском уровне: гран-при и диплом I степени в Международном фестивале «Юморинка»; диплом I степени в республиканском конкурсе «Зорныя кветкі»; диплом  в республиканском фотоконкурсе «Зямля пад белымі крыламі»; Диана Бычковская, Алиса Журавлева и Ульяна Бойко - лауреатами II и III степеней конкурсе «ART-GALAXY FASHION BALL-2018»   в номинации «Мини-Мисс GALAXY»); 

- образцовая студия изобразительного искусства «Веселые краски», педагог Реутская Н.А. (3 диплома на республиканском уровне: Мороз Дина - диплом в Республиканском конкурсе рисунка «Нарисуй свои права»; Сапанович Дарья - диплом в художественном проекте, посвященном 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева; - Сапанович Дарья - диплом XXII Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка»);     

- народная студия изобразительного искусства «Фарбы», педагог Чадий А.В. (2 диплома на республиканском уровне: Дуденко Анастасия - диплом II степени Республиканского конкурса детского творчества «АрхНовация-2018»; Андрусевич Екатерина - диплом в художественном проекте, посвященном 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева;

- образцовый ансамбль танца «Фарбы Палесся», педагог Руденко Е.П.(1 диплом на республиканском уровне: диплом II степени V Республиканского смотра-конкурса «Здравствуй, мир!»);

- студия бального танца «Искорки», педагог Шестовец О.Н. (1 диплом на республиканском уровне: диплом III степени V Республиканского смотра-конкурса «Здравствуй, мир!»);

- клуб «Юный журналист», педагог Андриевская Т.Л. (1 диплом на республиканском уровне: диплом победителя в Республиканском фестивале-конкурсе детских средств массовой информации «Свежий ветер» в номинации «Лучший дизайн» конкурса газет и журналов; реализация информ-проекта «Press-моладзь» (издание молодежной страницы) в Мозырской районной общественно-политической газете «Жыццё Палесся»;

- кружок «Мир сумок», педагог Пархоменко О.А. (1 диплом: Годлевская Дарья, Годлевская Александра, Гусак Мария, Бобр София, Кулыба Максим - диплом XXII Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка»);

В качестве поощрения и стимулирования учащихся, признания заслуг деятельности педагогов открыта доска почета «Радуга талантов» для ребят, отличившихся своими успехами и достижениями по итогам работы в течение года. Право занесения на доску почета получили 23 лучших учащихся объединений по интересам.

Повышение профессионального уровня педагогов – одна из задач, которая проходит красной линией в деятельности филиала кафедры педагогики и психологии УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина, который успешно и плодотворно действует в нашем учреждении на протяжении 6-ти лет. Совместно с научными сотрудниками филиала по вопросам развития творчества и одаренности в действии два проекта: образовательный проект "Академия педагогических инноваций» и проект «Научно-педагогическое сопровождение возрождения белорусских народных промыслов в системе дополнительного образования детей и молодежи». Сейчас идет разработка информационного письма о проведении конференции с международным участием по данной теме. Следует отметить, что данная инициатива возникла в рамках республиканского методического кластера, в частности, в период подготовки и проведения заседания республиканского методического объединения педагогических работников изобразительного и декоративно-прикладного творчества учреждений дополнительного образования детей и молодежи «Поддержка одаренных детей через раскрытие и реализацию творческого потенциала в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном творчестве», который прошел в Мозыре 15 ноября 2018 года.

Кластерная инициатива, новые стратегии развития, социальное партнерство на договорных условиях – курс Мозырского центра творчества детей и молодежи. Оценивая результаты договорных условий с Мозырским университетом, мы заключили договор с Мозырским краеведческим музеем на проведение детских выставок в залах Городского выставочного зала. В конце марта состоялось открытие выставки «Мир глазами детей», которую представили изостудии цента: «Модуль» (педагог Борисенко Н.С.), «Маленький художник» (педагог Корнейчук С.А.), образцовая любительская студия изобразительного искусства «Веселые краски» (педагог Реутская Н.А.), народная любительская студия изобразительного искусства «Фарбы» (педагог Чадий А.В.). По договору 60 % от привлеченных финансовых средств – поступает Краеведческому музею, 40% - нашему учреждению.

Формируя новые социальные отношения, мы создаем новые условия в нашем учреждении, которые помогают нам развиваться, создавать особую комфортную педагогическую среду для учащихся и педагогов.

II Полесский образовательный и научный форум (19 апреля 2019 года) 

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

М.С. Андросова, заведующий учебно-методическим кабинетом

(ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи», г.Мозырь)

Значительную роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования, которые предоставляют возможность для развития специальных способностей, формирования специальной одаренности в объединениях по интересам.

Однако, одаренные учащиеся, преуспевающие в академической деятельности, зачастую нуждаются в эмоциональной и социальной поддержке, чтобы быть уверенными в том, что они максимально раскрывают свой творческий потенциал. Эта потребность не всегда может быть удовлетворена, если система поддержки в учреждении не приспособлена для данной категории учащихся. Отсюда возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети при реализации своего творческого потенциала.

Многие одаренные учащиеся стараются достичь невозможной цели – совершенства. Это вполне нормальные и здоровые ожидания, тем не менее, педагогу важно убедиться, что эти ожидания не оказывают негативного влияния на психическое здоровье ребенка. Признаками нездорового перфекционизма являются промедление или посвящение неоправданно большого количества времени и без того отличным работам, проектам. В стремлении делать все возможное нет ничего плохого, однако, длительные перфекционистские тенденции могут привести к проблемам и даже расстройствам. Задача педагога – помочь учащемуся понять и принять, что абсолютное совершенство недостижимо, научить ставить перед собой разумные, но высокие цели, и признавать, что никто, в том числе и он сам, не совершенен.

Из-за постоянной напряженной учебы, внеклассных занятий у многих одаренных учащихся недостаточно свободного времени. Процесс обучения часто приносит удовольствие ребенку с выдающимися способностями, но постоянное давление и отсутствие времени для отдыха могут нивелировать это удовольствие. Большая учебная нагрузка может привести к выгоранию. Чтобы предотвратить это, педагогу необходимо убедиться, что ребенок разумно планирует время, в том числе находит его для себя. На занятиях следует поощрять отдых и расслабление. Занятия в объединении по интересам могут не быть продолжением учебы, но могут стать для одаренного ребенка действенным методом расслабления. Со стороны педагога важно убедиться в том, что занятия творчеством приносят удовлетворение одаренному ребенку, не лишают его возможности общения с друзьями, дополнительных возможностей для свободного времяпрепровождения.

Одаренные дети в социальном плане более зрелые для своего возраста, что может вызвать проблемы в общении со сверстниками. Средний и старший возраст – трудный для любого учащегося, но у одаренного ученика могут возникнуть проблемы с поиском схожих интересов с другими детьми его возраста, поскольку легче найти друзей, когда интересы и уровень развития схожи.

У одаренных учащихся могут также возникнуть проблемы с концентрацией внимания на занятиях, как учебных, так и творческих, которые их не интересуют, или если они в них не преуспевают. Такие учащиеся привыкли к тому, что освоение образовательной программы для них протекает легко, естественно – это же один из аспектов их одаренности! Тем не менее, всегда будут сложные или неинтересные темы, и важно решить эту проблему. Учащиеся, которые одарены в некоторых областях, не всегда одарены творчески и часто разочаровываются или скучают из-за того, что им не удается справиться. Высокие ожидания ребенка по отношению к самому себе могут затруднить обращение за поддержкой и помощью. Подобное происходит также с учащимися, которые быстро усваивают новый материал, им становится скучно. Поэтому педагогу важно разнообразить деятельность учащихся на занятиях, периодически менять способ подачи нового материала, активно внедрять современные формы работы, останавливая свой выбор на наиболее эффективных.

Отсутствие организационных навыков также может стать проблемой для одаренных учащихся, поскольку многие из них обладают абстрактным мышлением. Наглядные пособия, материалы, инструкции, планирование этапов деятельности могут помочь процессу организации.

Важно помнить, что одаренные учащиеся – это, прежде всего, дети. Индивидуальный подход, внимание, понимание, помощь и поддержка помогут им добиться успеха, даже, несмотря на наличие затруднений и проблем.

Литература:

  1. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. – Ярославль: Акаде­мия развития, 2004. – 304 с.
  2. Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Л.Г. Петросян // Дополнительное образование детей. – 2001. – №24. – С. 37-39.
  3. Крушельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах своих сверстников и педагогов / О.Б. Крушельницкая // Школа здоровья. – 1999. – № 1. – С. 73-80.
  4. Кулемзина, А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. – М.: КМК-пресс, 2004. – 264 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.