Коллективное планирование - «Путешествие экипажами»
Цель: коллективное планирование деятельности организации на определенный период.
изучение интересов, потребностей и возможностей участников;
развитие их творческой активности, стимулирование потребности в самореализации и самоутверждении;
диагностика и развитие межличностных отношений в организации (активе ДиМО);
рефлексия Лидером собственной деятельности на основе изучения отношения участников планирования к ней.
Подготовительный этап заключается в подготовке оборудования и места для проведения «путешествия» - «станций». Необходимо расположить их на определенном расстоянии друг от друга, а также выбрать помощников - дежурных по станции, которые будут задавать участникам вопросы.
Оборудование: путевые листки для каждого экипажа с разными маршрутами (образцы даны в Приложении 2), бланки для ответов на вопросы, для каждого экипажа «бортовой журнал» (образец дан в Приложении 3).
Процесс:
1 этап. Разделение на микрогруппы (по 5-6 человек).
Ребятам предлагается выбрать 4 капитанов. Затем каждый капитан набирает себе команду: помощника капитана, штурмана, боцмана, врача, матроса и т.д. в зависимости от количества человек в активах, а соответственно в микрогруппе.
Команду может набирать не сам капитан, выбор может осуществляться по цепочке: капитан - помощник капитана - штурман - боцман - врач и т.д.
2 этап. Каждая команда придумывает название своему кораблю. Лидер определяет цели и задачи дела. Участники предупреждаются о том, что перед ними трудное плавание, стоит серьезная и важная задача - организовать деятельность объединения и определить свой вклад в общее дело, а также максимально учесть интересы — свои и товарищей. Экипажам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии, а также путевой лист.
Дается задание: пройти 5 станций. Количество станций зависит от количества команд, их может быть больше, чем команд, но не меньше.
3 этап. Каждая команда начинает свое путешествие по станциям согласно маршрутному листу. Время работы на станции 5-7 минут. На каждой станции все участники команды по очереди отвечают на вопрос и записывают ответ в бланке команды — «бортовом журнале».
Варианты станций и стоящие на них вопросы:
Название станции |
Вопрос, на который необходимо ответить каждому: |
|
«Хобби» |
Чем я люблю заниматься в свободное время? Чем бы я хотел заниматься в свободное время? |
|
«Что? Где? Когда?» |
Хочу побывать с активом в... Хочу посмотреть и обсудить Совете... |
|
«Слабо» |
Я умею и могу научить ребят... Могу провести в организации, на Совете, в классе... |
|
«Ромашка» |
Я очень люблю... Я не люблю... |
|
«Очевидное - невероятное» |
Если бы я был руководителем, лидером, председателем своей организации, то я бы сделал так, чтобы... |
|
«Опыт» |
Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта и хотелось бы провести в школе... |
- этап. Когда все станции пройдены, в командах проходит отбор и обсуждение дел, интересных всем, учитываются записи в «бортовом журнале». Каждый экипаж выделяет 2-3 дела и готовит их рекламу.
- этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела, а Лидер фиксирует их на доске (ватмане) в порядке поступления. Каждый экипаж представляет по одному делу, затем второй круг и, может быть, третий.
Лидер может предложить ребятам объединить сходные дела в одно.
Затем проводится ранжирование представленных дел. Каждая группа выбирает четыре, приоритетных для нее, выставляя баллы от 4 до 1. Подсчитывается общий балл по каждому делу. 3-5 дел, набравших максимальное количество баллов, являются приоритетными для всех и входят в план работы коллектива. По ним создаются Советы дел, в которые входят добровольцы или представители групп.
- этап. Проводится коллективный анализ «Путешествия» — обсуждение по экипажам и представление капитанами результатов анализа.
Примерные вопросы для обсуждения: Было ли интересно, почему? Насколько дружно и слаженно работал наш экипаж, можно ли нас назвать командой? Какие трудности возникли на пути и как мы с ними поступили? Какое самочувствие у всех членов команды? Всех ли удовлетворяет результат работы? Что нужно учитывать при такой форме работы в следующий раз?
Приложение 2.
Путевой листок
Путевой лист экипажа 1 |
Путевой лист экипажа 2 |
||
1 станция |
«Очевидное - невероятное» |
1 станция |
«Хобби» |
2 станция |
«Хобби» |
2 станция |
«Ромашка» |
3 станция |
«Ромашка» |
3 станция |
«Что? Где? Когда?» |
4 станция |
«Что? Где? Когда?» |
4станция |
«Слабо» |
5 станция |
«Слабо» |
5 станция |
«Очевидное - невероятное |
Путевой лист экипажа 3 |
Путевой лист экипажа 4 |
||
1 станция |
«Ромашка» |
1 станция |
«Что? Где? Когда?» |
2 станция |
«Что? Где? Когда?» |
2 станция |
«Слабо» |
3 станция |
«Слабо» |
3 станция |
«Очевидное - невероятное» |
4 станция |
«Очевидное - невероятное» |
4станция |
«Хобби» |
5 станция |
«Хобби» |
5 станция |
«Ромашка» |
Приложение 3
Бортовой журнал команды «...»
Станция и ее название |
1 станция: «Хобби» |
2 станция: «Слабо» |
3 станция: «Ромашка» |
4 станция: «Что? Где? Когда?» |
5 станция: «Очевидное - невероятное» |
Капитан Ф.И. |
|||||
Пом. капитана Ф.И. |
|||||
Штурман Ф.И. |
|||||
Боцман Ф.И |
|||||
Врач Ф.И. |