Государственное учреждение образования
«Мозырский центр творчества детей и молодежи»
ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Мозырь
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
- Содержание программы…………………………………………………...5
- Выявление одаренности………………………………………………..9
- Развитие одаренности…………………………………………………10
- Поддержка одаренности………………………………………………11
- План реализации программы…………………………………………….12
- Ожидаемые результаты…………………………………………………..15
- Мониторинг выполнения программы…………………………………...16
Литература и информационные ресурсы………………………………………17
Приложение………………………………………………………………………18
Пояснительная записка
Работа с одаренными детьми все больше выдвигается в разряд приоритетных направлений социальной политики, как на уровне общества, так и на уровне государства.
Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей – одна из важнейших в системе образования. От ее решения зависит интеллектуальный, экономический потенциал города, области и государства в целом.
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми учащимися.
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей образование, выходящее за привычные рамки обучения.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для самих учащихся, но и для педагога.
Программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для ее развития.
Программа «Одаренные дети» реализуется в трех направлениях: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.
Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов.
Реализация программы позволяет:
создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
познакомить педагогов дополнительного образования с психологическими чертами детей, выделяющихся необычайной потребностью в познании и продуктивностью мышления;
получить знания об основных «составляющих» общей и специальных видах одаренности;
познакомить педагогов с вопросами диагностики одаренности детей;
сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;
объединить участников программы в совместной интеллектуально-творческой деятельности;
разработать рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Новизна программы заключается в том, что в массовой практике учреждений дополнительного образования в настоящее время не используется целенаправленное сопровождение одаренных детей, а, в основном, носит общий характер.
- Содержание программы
Цель программы – создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных учащихся; создание оптимальной среды, способствующей формированию и максимально полной реализации их творческих способностей.
Задачи:
изучать природу детской одаренности;
обеспечивать создание условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, предоставление возможности для продуктивной самореализации через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
разработать систему диагностики одаренных детей; обеспечивать информационно-методическое и программное сопровождение, кадровые условия для работы с одаренными учащимися;
организовывать совместную с родителями поддержку одаренного учащегося в реализации его интересов ;
создавать базы данных.
Выявление одаренных учащихся должно начинаться в творческих объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами таких ученых как Н.С. Лейтес (концепция возрастного подхода к феномену детской одаренности), В.Д. Шадриков (интегративный подход в исследовании одаренности), Д.Б. Богоявленская, А.Я. Пономарев, О.К. Тихомиров (исследования творчества и творческого мышления), А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин (разработка системы проблемного обучения), В.Н. Дружинин (анализ взаимосвязей между творческими способностями и интеллектуальным развитием), Д.В. Ушаков и Я.А. Пономарев (использование интуитивного опыта), Л.С. Выготский (динамическая теория одаренности) и др.
В работе с одаренными учащимися можно выделить несколько этапов:
диагностика – поиск одаренных учащихся;
предоставление выбора – учащийся должен иметь право выбора того, чем ему заниматься;
разработка индивидуального подхода.
Одаренность может быть художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивной), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное мышление).
Условно можно выделить следующие категории одаренных учащихся:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью и оригинальностью мышления.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учащимися:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными:
- групповые занятия;
- конкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская и проектная деятельность.
Срок реализации программы: 2021-2023 гг.
Исполнители: педагогический коллектив центра.
Соисполнители: учащиеся, родители учащихся.
Контроль исполнения программы осуществляет администрация центра и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического совета, педагогических советах, родительских собраниях.
Этапы реализации
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2021/2022 учебном году. Он включает в себя:
создание и организацию деятельности творческой группы педагогов;
создание нормативно-правовой базы;
обеспечение материально-технической базы;
разработку диагностики одаренности учащегося;
изучение контингента учащихся с целью выявления типов одаренности, анализ полученной информации;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными учащимися;
организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2021-2022 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех направлениях. На этом этапе планируется:
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого одаренного учащегося;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными учащимися;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных;
обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных программ объединений по интересам, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных учащихся.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2023 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных учащихся;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными учащимися;
создание системы работы с одаренными учащимися в условиях учреждения дополнительного образования;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
В рамках программы «Одаренные дети» предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление:
организация работы всего коллектива центра;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных учащихся;
проведение диагностики;
диагностика условий обучения и развития одаренных учащихся (в т.ч. кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети».
Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными учащимися;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической помощи педагогам;
создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными учащимися;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных учащихся;
организация объединений интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
создание условий для участия одаренных учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов управления, местных средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы медиатеки;
создание банка программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными учащимися.
- Выявление одаренности
Кроме основных используемых методов выявления одаренности (психолого-педагогическое наблюдение, диагностика, мониторинг образовательных потребностей) могут использоваться практические занятия.
Важнейшим элементом выявления одаренности является аналитическая деятельность педагогов по данным участия в различных видах интеллектуально-творческой и конкурсной деятельности.
В течение учебного года по результатам участия в конкурсах по каждому направлению выявляются учащиеся, имеющие высокие достижения. Работа по развитию и поддержке одаренного учащегося строится вокруг его познавательных способностей.
Выделяются следующие этапы работы:
организационно-мотивационный этап – определение учащихся;
диагностический этап – диагностика возможностей, наклонностей учащихся, диагностика педагога, определение педагогических возможностей семьи, социального окружения;
проектный этап - работа с учащимся, семьей, педагогом;
рефлексивно-аналитический этап, коррекция;
заключительный этап – подведение итогов, решение о продолжении или о прекращении работы.
Разработка и реализация плана работы с одаренным учащимся требуют от педагога освоения новых образовательных технологий, реализующих стратегии ускорения и обогащения в работе с учащимися с признаками одаренности.
Необязательно должны быть составлены индивидуальные планы работы.Возможно, в особых случаях, когда возникает необходимость в координации усилий всех участников образовательной деятельности для обеспечения особых образовательных потребностей учащегося.
- Развитие одаренности
Психологической основой развития одаренности является самоактуализация личности. Опорой для самоактуализации в условиях дополнительного образования может стать фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) как способ осуществления обучения, при котором педагог занимает позицию помощника и помогает учащемуся самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.
В этом случае используются следующие стратегические средства фасилитации:
понимание индивидуальности ребенка (родители, педагоги);
предоставление выбора;
активное слушание;
развивающий дискомфорт;
обсуждение планов (в разной временной перспективе);
стратегическая поддержка (родители, педагоги).
Педагог использует (обеспечивает) следующие тактические средства фасилитации:
включенность учащегося в обсуждение критериев качества деятельности;
специальные занятия по созданию навыков самоконтроля деятельности;
наличие условий для оценочной самостоятельности (включенности в ситуацию оценивания);
предоставление выбора (содержания и форм деятельности на занятии и т.д.);
стимуляция самостоятельного планирования учащимся ближайшего и отдаленного будущего;
повышенные возможности для креативной деятельности;
включение достаточных элементов партнерства с педагогом и родителями.
Наиболее эффективны индивидуальные занятия с учащимися.
Организуются семинары с привлечением научных сотрудников как для педагогов, так и для учащихся. Возможно использование дистанционных консультаций с научными сотрудниками.
- Поддержка одаренности
Одаренные учащиеся, особенно в творческой и интеллектуальной сфере, обычно обладают высоким уровнем внутренней мотивации. Тем не менее, они нуждаются во внешней оценке своей деятельности.
Для поддержки учащихся используются все возможности поощрения в виде грамот, благодарностей, ценных подарков.
На сайте центра, в СМИ, на стендах публикуется информация о результатах деятельности с одаренными учащимися, о результатах участия в творческих конкурсах.
Непременным условием работы с одаренными учащимися является использование термина «одаренный ребенок» и производных от него только строго внутри педагогического коллектива. Ни учащиеся, ни родители не должны чувствовать деления на «одаренных» и «неодаренных».
- План реализации программы
№п/п |
Содержание |
Сроки |
Исполнители |
|
Научное направление |
||||
1 |
Разработка приемлемой системы выявления одаренного учащегося |
октябрь 2021 |
Творческая группа методистов, педагогов |
|
2 |
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного учащегося |
сентябрь-октябрь 2022 |
Творческая группа методистов, педагогов |
|
Научно-методическое и образовательное направление |
||||
1 |
Создание системы психолого-педагогического сопровождения |
ноябрь 2021 |
Творческая группа методистов, педагогов |
|
2 |
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных учащихся |
2021 |
Методическая служба, педагоги |
|
3 |
Создание и ведение банка данных, включающего сведения об учащихся разных типов одаренности и талантливости, программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса |
декабрь 2021 |
Зам.директора по УМР, зав. УМК, методисты |
|
4 |
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными учащимися |
2021-2022 |
Зам. директора по УМР, зав. УМК |
|
5 |
Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» |
январь 2022 |
Творческая группа участников программы |
|
6 |
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
январь-май 2022 |
Педагоги дополнительного образования, методисты |
|
7 |
Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности |
2021-2023 |
Педагоги дополнительного образования, методисты |
|
8 |
Привлечение внимания родителей к потребностям одаренных учащихся |
2022 |
Педагоги дополнительного образования |
|
9 |
Создание информационной базы по проблемам одаренности учащихся |
апрель 2022 |
Методическая служба, педагоги |
|
10 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными учащимися; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) |
|||
11 |
Выпуск сборника детского творчества и сборника материалов работы педагогов центра с одаренными учащимися |
май 2023 |
Зам. директора, заведующие отделами, методисты, педагоги |
|
12 |
Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения учащихся |
2022 |
Члены метод. совета |
|
Организационное психолого-педагогическое направление |
||||
1 |
Индивидуальная работа со специалистами |
2022 |
Зам. директора по УМР, зав. УМК |
|
2 |
Создание среды общения, самореализации, социализации: - организация выставок; - организация защиты творческих проектов |
2021-2023 |
Педагоги, заведующие отделами |
|
3 |
Организация профильной смены для одаренных учащихся |
июнь 2022 |
Зам. директора по УМР, педагоги |
|
Социально-экономическое направление |
||||
1 |
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической помощи |
2021-2022 |
Зам. директора по УМР, педагоги |
|
2 |
Обновление содержания стенда «Радуга талантов» одаренных учащихся – победителей конкурсов и мероприятий областного и республиканского уровней |
по итогам года |
Художник-оформитель, педагоги |
Перспективный план работы на 2022/2023 учебный год
№п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1 |
Составление плана работы с одаренными учащимися |
сентябрь |
Творческая группа |
2 |
Участие в конкурсах районного, областного, республиканского и международного уровней |
сентябрь-май |
Педагоги дополнительного образования, учащиеся |
3 |
Диагностика готовности педагогов к работе с одаренными учащимися |
ноябрь, апрель |
Заведующий УМК |
4 |
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся |
в течение года |
Заведующий УМК |
5 |
Организация непрерывного повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными учащимися |
в течение года |
Администрация |
6 |
Создание банка данных одаренных учащихся |
по итогам учебного года |
Педагоги дополнительного образования |
7 |
Развитие познавательных способностей одаренных учащихся |
сентябрь-май |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
8 |
Организация мониторинга развития одаренных учащихся |
декабрь, март |
Творческая группа |
9 |
Создание портфолио одаренных учащихся |
апрель |
Педагоги дополнительного образования |
10 |
Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» |
сентябрь-май |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
11 |
Работа с родителями одаренных учащихся |
сентябрь, май |
Педагоги дополнительного образования |
12 |
Проведение итогового мероприятия для всех участников программы |
май |
Педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители |
- Ожидаемые результаты
Итогом реализации программы должны стать:
повышение компетентности педагогов в работе с одаренными учащимися;
формирование творческой команды компетентных педагогов;
охват всех учащихся, имеющих общие или специальные признаки одаренности в той или иной сфере;
опыт сопровождения одаренных учащихся;
создание банка данных;
использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с учащимися, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
повышение социального престижа центра.
- Мониторинг выполнения программы
Критерии |
Показатели |
Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных учащихся |
|
|
Конкурентоспособ ность одаренных учащихся |
|
|
Литература и информационные ресурсы
- Бискер, Л.М. Программа «Одаренные дети» / Л.М. Бискер // Завуч. – 2001. – №4. – С. 39-45.
- Завельский, Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми / Ю.К. Завельский // Завуч. – 2000. – №1. – С. 107-116.
- Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с.
- Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Л.Г. Петросян // Дополнительное образование детей. – 2001. – №24. – С. 37-39.
- Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2003. – 576с.
- Крушельницкая, О.Б.Одаренный школьник в глазах своих сверстников и педагогов / О.Б. Крушельницкая // Школа здоровья. – 1999. – № 1. – С. 73-80.
- Кулемзина, А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. – М. : КМК-пресс, 2004. – 264 с.
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. / Н. С. Лейтес ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 478 с.
- Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-34.
- Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия готовности учителя к работе с одаренными детьми : автореф. дисс... канд. пед. наук / Г.В. Тарасова. – Казань, 2005. – 171с.
- Щебланова, Е.И. Трудности в обучении одаренных школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С.133.