Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Программа "Одаренные дети"

Дата: 14 марта 2019 в 13:21, Обновлено 26 октября 2022 в 09:48

Государственное учреждение образования

«Мозырский центр творчества детей и молодежи»

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Мозырь

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

  1. Содержание программы…………………………………………………...5

  1. Выявление одаренности………………………………………………..9

  1. Развитие одаренности…………………………………………………10

  1. Поддержка одаренности………………………………………………11

  1. План реализации программы…………………………………………….12

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………………..15

  1. Мониторинг выполнения программы…………………………………...16

Литература и информационные ресурсы………………………………………17

Приложение………………………………………………………………………18

Пояснительная записка

Работа с одаренными детьми все больше выдвигается в разряд приоритетных направлений социальной политики, как на уровне общества, так и на уровне государства.

Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей – одна из важнейших в системе образования. От ее решения зависит интеллектуальный, экономический потенциал города, области и государства в целом.

Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми учащимися.

Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей образование, выходящее за привычные рамки обучения.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для самих учащихся, но и для педагога.

Программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для ее развития.

Программа «Одаренные дети» реализуется в трех направлениях: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов.

Реализация программы позволяет:

создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

познакомить педагогов дополнительного образования с психологическими чертами детей, выделяющихся необычайной потребностью в познании и продуктивностью мышления;

получить знания об основных «составляющих» общей и специальных видах одаренности;

познакомить педагогов с вопросами диагностики одаренности детей;

сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;

объединить участников программы в совместной интеллектуально-творческой деятельности;

разработать рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.

Новизна программы заключается в том, что в массовой практике учреждений дополнительного образования в настоящее время не используется целенаправленное сопровождение одаренных детей, а, в основном, носит общий характер.

  1. Содержание программы

Цель программы – создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных учащихся; создание оптимальной среды, способствующей формированию и максимально полной реализации их творческих способностей.

Задачи:

изучать природу детской одаренности;

обеспечивать создание условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, предоставление возможности для продуктивной самореализации через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

разработать систему диагностики одаренных детей; обеспечивать информационно-методическое и программное сопровождение, кадровые условия для работы с одаренными учащимися;

организовывать совместную с родителями поддержку одаренного учащегося в реализации его интересов ;

создавать базы данных.

Выявление одаренных учащихся должно начинаться в творческих объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами таких ученых как Н.С. Лейтес (концепция возрастного подхода к феномену детской одаренности), В.Д. Шадриков (интегративный подход в исследовании одаренности), Д.Б. Богоявленская, А.Я. Пономарев, О.К.  Тихомиров (исследования творчества и творческого мышления), А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин (разработка системы проблемного обучения), В.Н. Дружинин (анализ взаимосвязей между творческими способностями и интеллектуальным развитием), Д.В. Ушаков и Я.А. Пономарев (использование интуитивного опыта), Л.С. Выготский (динамическая теория одаренности) и др.

В работе с одаренными учащимися можно выделить несколько этапов:

диагностика – поиск одаренных учащихся;

предоставление выбора – учащийся должен иметь право выбора того, чем ему заниматься;

разработка индивидуального подхода.

Одаренность может быть художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивной), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное мышление).

Условно можно выделить следующие категории одаренных учащихся:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью и оригинальностью мышления.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учащимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными:

  • групповые занятия;
  • конкурсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская и проектная деятельность.

Срок реализации программы: 2021-2023 гг.

Исполнители: педагогический коллектив центра.

Соисполнители: учащиеся, родители учащихся.

Контроль исполнения программы осуществляет администрация центра и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического  совета, педагогических советах, родительских собраниях.

Этапы реализации

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2021/2022 учебном году. Он включает в себя:

создание и организацию деятельности творческой группы педагогов;

создание нормативно-правовой базы;

обеспечение материально-технической базы;

разработку диагностики одаренности учащегося;

изучение контингента учащихся с целью выявления типов одаренности, анализ полученной информации;

отработка отдельных форм и методов работы с одаренными учащимися;

организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности.

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2021-2022 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех направлениях. На этом этапе планируется:

отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого одаренного учащегося;

отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными учащимися;

углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных;

обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных программ объединений по интересам, методических материалов, диагностических методик;

психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных учащихся.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2023 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается:

сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных учащихся;

мониторинг личных достижений учащихся;

анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными учащимися;

создание системы работы с одаренными учащимися в условиях учреждения дополнительного образования;

определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

В рамках программы «Одаренные дети» предусматривается реализация следующих направлений работы.

Координационное направление:

организация работы всего коллектива центра;

обеспечение нормативно-правовой базы;

ресурсное обеспечение;

контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление:

формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных учащихся;

проведение диагностики;

диагностика условий обучения и развития одаренных учащихся (в т.ч. кадровых);

создание банка данных «Одаренные дети».

Кадровое направление:

определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными учащимися;

повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

оказание информационной, методической помощи педагогам;

создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными учащимися;

создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Развивающее направление:

создание образовательной среды для развития одаренных учащихся;

организация объединений интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;

создание условий для участия одаренных учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

обеспечение материально-технической базы;

создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;

использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационное направление:

привлечение внимания педагогической общественности, органов управления, местных средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

организация работы медиатеки;

создание банка программ, диагностических и методических материалов;

информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными учащимися.

  1. Выявление одаренности

Кроме основных используемых методов выявления одаренности (психолого-педагогическое наблюдение, диагностика, мониторинг образовательных потребностей) могут использоваться практические занятия.

Важнейшим элементом выявления одаренности является аналитическая деятельность педагогов по данным участия в различных видах интеллектуально-творческой и конкурсной деятельности.

В течение учебного года по результатам участия в конкурсах по каждому направлению выявляются учащиеся, имеющие высокие достижения. Работа по развитию и поддержке одаренного учащегося строится вокруг его познавательных способностей.

Выделяются следующие этапы работы:

организационно-мотивационный этап – определение учащихся;

диагностический этап – диагностика возможностей, наклонностей учащихся, диагностика педагога, определение педагогических возможностей семьи, социального окружения;

проектный этап - работа с учащимся, семьей, педагогом;

рефлексивно-аналитический этап, коррекция;

заключительный этапподведение итогов, решение о продолжении или о прекращении работы.

Разработка и реализация плана работы с одаренным учащимся требуют от педагога освоения новых образовательных технологий, реализующих стратегии ускорения и обогащения в работе с учащимися с признаками одаренности.

Необязательно должны быть составлены индивидуальные планы работы.Возможно, в особых случаях, когда возникает необходимость в координации усилий всех участников образовательной деятельности для обеспечения особых образовательных потребностей учащегося.

  1. Развитие одаренности

Психологической основой развития одаренности является самоактуализация личности. Опорой для самоактуализации в условиях дополнительного образования может стать фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) как способ осуществления обучения, при котором педагог занимает позицию помощника и помогает учащемуся самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

В этом случае используются следующие стратегические средства фасилитации:

понимание индивидуальности ребенка (родители, педагоги);

предоставление выбора;

активное слушание;

развивающий дискомфорт;

обсуждение планов (в разной временной перспективе);

стратегическая поддержка (родители, педагоги).

Педагог использует (обеспечивает) следующие тактические средства фасилитации:

включенность учащегося в обсуждение критериев качества деятельности;

специальные занятия по созданию навыков самоконтроля деятельности;

наличие условий для оценочной самостоятельности (включенности в ситуацию оценивания);

предоставление выбора (содержания и форм деятельности на занятии и т.д.);

стимуляция самостоятельного планирования учащимся ближайшего и отдаленного будущего;

повышенные возможности для креативной деятельности;

включение достаточных элементов партнерства с педагогом и родителями.

Наиболее эффективны индивидуальные занятия с учащимися.

Организуются семинары с привлечением научных сотрудников как для педагогов, так и для учащихся. Возможно использование дистанционных консультаций с научными сотрудниками.

  1. Поддержка одаренности

Одаренные учащиеся, особенно в творческой и интеллектуальной сфере, обычно обладают высоким уровнем внутренней мотивации. Тем не менее, они нуждаются во внешней оценке своей деятельности.

Для поддержки учащихся используются все возможности поощрения в виде грамот, благодарностей, ценных подарков.

На сайте центра, в СМИ, на стендах публикуется информация о результатах деятельности с одаренными учащимися, о результатах участия в творческих конкурсах.

Непременным условием работы с одаренными учащимися является использование термина «одаренный ребенок» и производных от него только строго внутри педагогического коллектива. Ни учащиеся, ни родители не должны чувствовать деления на «одаренных» и «неодаренных».

  1. План реализации программы

№п/п

Содержание

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой системы выявления одаренного учащегося

 октябрь 2021

Творческая группа методистов, педагогов

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного учащегося

сентябрь-октябрь 2022

Творческая группа методистов, педагогов

Научно-методическое и образовательное направление

1

Создание системы психолого-педагогического сопровождения

 ноябрь 2021

Творческая группа методистов, педагогов

2

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных учащихся

2021

Методическая служба, педагоги

3

Создание и ведение банка данных, включающего сведения об учащихся разных типов одаренности и талантливости, программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

декабрь 2021

Зам.директора по УМР, зав. УМК, методисты

4

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными учащимися

2021-2022

Зам. директора по УМР, зав. УМК

5

Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

январь 2022

Творческая группа участников программы

6

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

январь-май 2022

Педагоги дополнительного образования, методисты

7

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности

2021-2023

Педагоги дополнительного образования, методисты

8

Привлечение внимания родителей к потребностям одаренных учащихся

2022

Педагоги дополнительного образования

9

Создание информационной базы по проблемам одаренности учащихся

апрель 2022

Методическая служба, педагоги

10

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными учащимися;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

11

Выпуск сборника детского творчества и сборника материалов работы  педагогов центра с одаренными учащимися

май 2023

Зам. директора, заведующие отделами, методисты, педагоги

12

Деятельность методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения учащихся

2022

Члены метод. совета

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2022

Зам. директора по УМР, зав. УМК

2

Создание среды общения, самореализации, социализации:

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2021-2023

Педагоги, заведующие отделами

3

Организация профильной смены для одаренных учащихся

июнь 2022

Зам. директора по УМР, педагоги

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической помощи

2021-2022

Зам. директора по УМР, педагоги

2

Обновление содержания стенда «Радуга талантов» одаренных учащихся – победителей конкурсов и мероприятий областного и республиканского уровней

по итогам года

Художник-оформитель, педагоги

Перспективный план работы на 2022/2023 учебный год

№п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными учащимися

сентябрь

Творческая группа

2

Участие в конкурсах районного, областного, республиканского и международного уровней

сентябрь-май

Педагоги дополнительного образования, учащиеся

3

Диагностика готовности педагогов к работе с одаренными учащимися

ноябрь, апрель

Заведующий УМК

4

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся

в течение года

Заведующий УМК

5

Организация непрерывного повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными учащимися

в течение года

Администрация

6

Создание банка данных одаренных учащихся

по итогам учебного года

Педагоги дополнительного образования

7

Развитие познавательных способностей одаренных учащихся

сентябрь-май

Методисты, педагоги дополнительного образования

8

Организация мониторинга развития одаренных учащихся

декабрь, март

Творческая группа

9

Создание портфолио одаренных учащихся

апрель

Педагоги дополнительного образования

10

Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»

сентябрь-май

Методисты, педагоги дополнительного образования

11

Работа с родителями одаренных учащихся

сентябрь, май

Педагоги дополнительного образования

12

Проведение итогового мероприятия для всех участников программы

май

Педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители

  1. Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы должны стать:

повышение компетентности педагогов в работе с одаренными учащимися;

формирование творческой команды компетентных педагогов;

охват всех учащихся, имеющих общие или специальные признаки одаренности в той или иной сфере;

опыт сопровождения одаренных учащихся;

создание банка данных;

использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с учащимися, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;

обобщение и систематизация материалов педагогической практики;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;

повышение социального престижа центра.

  1. Мониторинг выполнения программы

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная сфера: мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
  6. Уровень коммуникативной культуры.
  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  • Краткий тест творческого мышления Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
  • Метод незаконченного предложения.

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных учащихся

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в детском сообществе.
  2. Комфортность, защищенность личности одаренного учащегося, его отношение к деятельности в объединении по интересам.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей.
  • Изучение удовлетворенности учащихся.
  • Тест тревожности Филипса.

Конкурентоспособ

ность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.
  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных учащихся.
  • Методики статистического анализа данных, их динамика.

Литература и информационные ресурсы

  1. Бискер, Л.М. Программа «Одаренные дети» / Л.М. Бискер // Завуч. – 2001. – №4. – С. 39-45.
  2. Завельский, Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми / Ю.К. Завельский // За­вуч. – 2000. – №1. – С. 107-116.
  3. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. – Ярославль : Акаде­мия развития, 2004. – 304 с.
  4. Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Л.Г. Петросян // Дополнительное образование детей. – 2001. – №24. – С. 37-39.
  5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2003. – 576с.
  6. Крушельницкая, О.Б.Одаренный школьник в глазах своих сверстников и педагогов / О.Б. Крушельницкая // Школа здоровья. – 1999. – № 1. – С. 73-80.
  7. Кулемзина, А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. – М. : КМК-пресс, 2004. – 264 с.
  8. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. / Н. С. Лейтес ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 478 с.
  9. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-34.
  10. Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия готовности учителя к работе с одаренными детьми : автореф. дисс... канд. пед. наук / Г.В. Тарасова. – Казань, 2005. – 171с.
  11. Щебланова, Е.И. Трудности в обучении одаренных школьников / Е.И. Щебланова  // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С.133.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.