Всемирное наследие ЮНЕСКО в Азербайджане
Развитие через участие!
С 11 по 18 июня куратору клуба ЮНЕСКО Мы посчастливилось попасть на учебный курс по молодёжному предпринимательству в рамках международного проекта Erasmus + . Поспособствовал этому «Офис продвижения инициатив» (Минск, Беларусь). Проходила встреча в столице Азербайджана, красивейшем городе - Баку.
Организаторы курса «Мост в будущее» - молодежное общественное объединение («Bridge to the Future» Youth Public Union, Ganja, Azerbaijan) пригласили представителей из 11 стран Евразии. В числе счастливчиков оказалась и Беларусь. Не раздумывая скажу, что это были 7 незабываемых дней, полных эмоций, практики, знаний, общения, впечатлений и опыта. За 36 учебных часов мы умудрились усвоить огромное количество информации, в том числе, практические навыки в сфере предпринимательства. Обсуждали стратегии развития бизнес идей, грамотно учитывать риски и внешние факторы бизнеса, составляли бизнес-план и это далеко не все! А в течение нового тучебного года мы с ребятам клуба ЮНЕСКО МЫ порпобуем воспризвест все полученные знания и отработать их на практике!
В свободное время (а такого было немного) мы открывали для себя восхитительный уголок - Баку: его захватывающую историю, особую культуру, контрастную архитектуру.
Первый в списке всемирного наследия ЮНЕСКО в Азербайджане это - Крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней - это и посетили в первую очередь!
Наиболее значимыми архитектурными памятниками в Ичери-шехер являются Девичья башня и комплекс Дворца Ширваншахов.
Помимо этого на территории заповедника расположены десятки исторических памятников — мечети, караван-сараи, бани, жилые дома, функционирует несколько музеев, посольств, гостиниц, торговых объектов, кафе и ресторанов.
Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров (Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2010)
Ковроткачество является одним из наиболее значимых и древних видов азербайджанского народно-прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Азербайджанский ковер со своим стилизованным языком узора, колоритом и художественным совершенством и поныне радует и удивляет. Прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне и др. По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры - это палас, килим, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия. Ворсовые ковры, с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами, наиболее сложны по технике вязания. Они создаются с помощью узловязания способом «тюркбаф», открывающим широкие возможности для хитросплетения узоров, сочетания цветов и сюжетов.
Искусство изготовления и ношения шелкового головного платка кялагаи
(Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО, 2014)
Кялагаи - азербайджанский национальный женский головной убор. Представляет собой шелковый платок из некрученых нитей, с набивным узором, выполненным традиционным способом резервирования воском. Тонкие шелковые платки кялагаи кустарного производства разных цветов (в основном белый, красный, синий) в зависимости от возраста и вкуса женщины надевают поверх платка в праздники. Келагаи уходит своими корнями в далекое прошлое. Эти яркие, узорные, шелковые покрывала ярких расцветок являются неотъемлемым элементом образа азербайджанской женщины. Наиболее древним и распространенным сюжетом на келагаи было изображение пары павлинов, а причудливые рисунки с изображением листьев, цветов и колосьев перекликались со сложными геометрическими узорами.
Храм огнепоклонников Атешгях, пока только числиться в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Атешгях — храм огня, расположенный в 30 км от центра Баку, в разное время почитавшийся зороастрийцами, индуистами и сикхами. Возник в XVII—XVIII вв. на месте «вечных» неугасимых огней — горящих выходов естественного газа, благодаря чему храм и носит название «Атешгях», что означает «Дом огня», «Место огня». Архитектурный комплекс представляет собой в плане шестиугольник с зубчатой внешней стеной и входным порталом, в центре двора которого возвышается четырёхугольный главный храм — алтарь, который был местом паломничества огнепоклонников. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната (балахана). Дата строительства комплекса сооружений храма относится к 1713 году. Сам храм, предположительно, существовал издавна и дошёл до нас, сохранив свой первоначальный план. Алтарь огня в некоторой степени отражает древнюю традицию строительства алтарей. Отсюда и следует то, что план алтаря огня имеет традиционный вид, с четырьмя столбами по углам квадрата с центральным пространством, перекрытым куполом и открытым со всех четырёх сторон.
Музей под открытым небом распоряжением президента Азербайджана объявлен Государственным историко-архитектурным заповедником.
Приходите в клуб ЮНЕСКО Мы, где мы расскажем Вам все о всемирном наследии ЮНЕСКО и даже БОЛЬШЕ!!!