Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. ЭТЭГАМИ.
Опыта не может быть много…
Бегут годы в жизни человека, проносятся десятилетия в столетиях, а вопросы остаются неизменными, как восходы и закаты, утверждая вечность бытия. Так и мы – педагоги, на протяжении всех времен, не можем остановиться в поиске наиболее приемлемых и все более доступных и наилучших способов раскрытия творческого потенциала своих подопечных. Не стану повторятся о том, каких результатов достигла современная наука педагогика и психология и каким практическим опытом насыщен рынок относительно данной темы. Эту статью я хочу посвятить тому, как в современных условиях можно достигать поставленной цели имеющимися на сегодняшний день доступными средствами.
Я работаю педагогом дополнительного образования в Мозырском центре творчества детей и молодежи, веду объединение по итересам «Маленький художник», и как догадался читатель, возраст моих «художников» невелик – это младшие школьники. И хотя ведущей деятельностью этого возраста считается учебная деятельность, игровая форма продолжает занимать весомое место. Как говорят психологи, каждый из нас в течении своей жизни примеряет на себе разные роли: то мы – покупатель, то – продавец; то – учитель, то – родитель; то – врач, то – пациент и так далее до бесконечности. Присутствии игры, как деятельности очевидно в нашей повседневной жизни. А уж, нам педагогам, никак не обойтись без нее. Встает вопрос - какой игры? В бесконечной погоне за достижением непрерывного стимулирования любознательной активности у детей, мы ломаем голову, ищем, выдумываем, пробуем, отбрасываем либо применяем те или иные средства, но неизменно возвращаемся к игре.
Как-то на подготовительных курсах в Институте повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по образовательной программе «Современные подходы к организации учебных и факультативных занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству» в Минске, мне довелось присутствовать на лекции Кудейко Михаила Викентьевича (старшего преподавателя). Впервые, от него я услышала об этэгами, что по сути своей, представляет собой нарисованное письмо. Иначе говоря – открытка, выполненная собственными руками, по личному усмотрению, с личными пожеланиями и личной печатью. На лекции мы узнали, что возник такой способ рисования в Японии, и как все из Японии, перекочевал к нам, чему мы очень рады. В отличие от обычного письма, в этэгами можно не следовать формальным общепринятым правилам изложения, достаточно искренне написать несколько слов от сердца – всего – то! Последователи этэгами рекомендуют отойти от общих правил изложения информации. Важно, при выполнении такого письма, не думать о том, чтобы нарисовать очень хорошо, важно рисовать искренне - с душой. Не нужно думать, что это сложно, или что плохо рисуешь. Чем естественнее, свободнее, в свойственном только вам стиле выполнен рисунок, тем интереснее.
Я решила использовать это у себя на занятиях по интересам. А поскольку, девизом нашего объединения являются слова песни Аллы Пугачевой «Рисуйте, рисуйте простое и сложное.
Рисуйте, рисуйте не ради молвы. Рисуйте, рисуйте как вы только можете,
Рисуйте, рисуйте как видите вы….» стало быть, для нас, это лучший способ передать на листе бумаги увиденное, задуманное, воображаемое и неповторимое. Этэгами – это способ рисовать на чистовую. Сам по себе набросок уже этегами. Поэтому в этэгами отсутствует и такое понятие как неудачный рисунок. Каждый рисунок неповторим и оригинален.
Такой способ рисования, как показывает международная практика, захватывает взрослых, но то, что выдают дети, для меня было и в правду, приятной неожиданностью. Даже те учащиеся, которые очень часто задают тебе вопрос «А что рисовать?» продемонстрировали такой всплеск воображения, что я поражалась тому, как оказывается легко запустить механизм творческого выражения. А все – игра. Так просто и доступно. Достаточно дать поиграть кистью, красками и без правил. На ум приходят крылатые, всем известные выражения «Краткость – сестра таланта» или «Все простое – гениально», так и этэгами, настолько простая техника, но к каким уникальным открытиям приводит наших учащихся. Поскольку неудачи быть здесь не может, заряд активности возрастает до великолепных пределов. А вот это в свою очередь, оказывает значительный вес на результат последующих творческих работ детей. И поэтому сегодня я использую эту технику практически на каждом занятии: иногда – это разминка, а иногда – перезагрузка. В результате все довольные своими результатами, а поэтому все с удовольствием ждут новых встреч с педагогом, то бишь - со мной, а я с большим удовольствием хожу на работу. А, что касается, самих получившихся открыток, так их много не бывает, по тому как всегда можно найти повод порадовать своих близких, друзей, подруг уникальной вещичкой, сотворенной своими руками.
Мы все пытаемся придумать что-то новое, небывалое и это правильно. А все таки, как порой полезно посмотреть по сторонам и применить в своей практике чей-то уже существующий интересный опыт. Все мы разные, стало быть любой пример будет окрашен вашей личной уникальностью и особенностью. У меня это получилось с техникой этэгами.
Всем, «ищущим, жаждущим нового» рекомендую описанный опыт в этой статье и желаю творческих взлетов, удач и побед.
Фрагмент занятия (практическая часть) в объединении по интересам «Маленький художник» г. Мозырь.
Показываю учащимся как можно рисовать в технике этэгами:
1. Рисуем рисунок черной краской или тушью;
2. Раскрашиваем цветными красками;
3. Прописываем пожелания (добрые слова приветствия) черной краской (тушью);
4. Рисуем личную печать либо вырезается личный штамп из ластика и выставляется на открытку.
Педагог дополнительного
образования Корнейчук С.А.
ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи» г. Мозырь.