Игра-эстафета «Коллективное планирование»
Следует еще один раз напомнить, что коллективное планирование - не подготовка к делу, а само дело. Поэтому необходимы подготовительный этап, собственно планирование (выяснение интересов и потребностей участников, их озабоченности окружающим, учет интересов и потребностей старших), коллективный анализ проведенного планирования.
Цель: организация коллективного планирования определенного этапа жизни коллектива.
Игра-эстафета «Коллективное планирование»
Подготовительный этап:
1. Игра-эстафета может быть проведена как экспромтное дело, а может и включать на подготовительном этапе «Разведку Интересных Дел». Она включает в себя:
- поиск интересных людей;
- поиск интересных мест (музеи, театры, парки и т.д.), которые учащиеся могли бы посетить;
- поиск тем, проблем, которые они могли бы обсудить;
- поиск людей, организаций, кому они могли бы помочь (в школе, в микрорайоне школы).
2. Подготовка оборудования: 4 карточки (образцы прилагаются), маркеры или фломастеры, конверт с жетонами разного цвета для разбивки на микрогруппы по цветовой гамме или 4 открытки, разрезанные на части по количеству человек в микрогруппе.
Процесс.
1 этап. Создание у школьников мотивации к деятельности: определение совместно с детьми целей и задач предстоящего дела. Разбивка на микрогруппы. Определение последовательности действий и времени на выполнение каждого задания. Поскольку обсуждение в микрогруппе каждого вопроса и совместная выработка решения проводятся в режиме
«мозгового штурма», необходимо ограничить время, для того чтобы стимулировать активную творческую деятельность детей.
Вводим закон общения: правая, вверх поднятая рука обозначает внимание, тишину, прошу слова.
2 этап. Каждая микрогруппа получает карточку, читает стихотворный призыв, настраивающий на работу, вопрос, на который после обсуждения в группе необходимо ответить и записать ответ в одно из «окон» карточки, обозначив в нем маркером цветовой символ своей микрогруппы. Ответ может быть один, а может быть записано предложение каждого члена микрогруппы. После ответа каждой микрогруппой на предложенный вопрос карточки передаются из одной в другую по принципу эстафеты, пока полностью заполненная карточка не вернется вновь к микрогруппе, которая начинала работу с ней.
Количество карточек, окон в ней, а, следовательно, и количество вопросов соответствуют количеству групп.
На карточках могут предлагаться следующие вопросы:
- Какими мы хотим быть?
- Какие праздники мы проведем?
- С кем мы хотим встретиться?
- Что можно посетить?
- Что полезного сделаем?
- Что прочитаем вместе?
- Какие темы можно обсудить на дискуссии в организации?
- Какие дела в организации можно и нужно провести?
- Что предложим в план работы организации, школы?
Лидер, организующий планирование, может работать в одной из групп (и через нее вносить свои предложения по всем вопросам).
- этап. Группы получают заполненную всеми участниками игры карточку, читают все предложения, обобщают и систематизируют их в 3-5 конкретных предложений. Затем каждая группа выбирает спикера и поочередно выносит свои предложения на суд всех. Ведущий предлагает оценить все предложенное, внести дополнения. Затем выбирается совет дела по планированию, задача которого - сверстать план работы на планируемый период, выбрать реальные дела, мероприятия и предложить их членам коллектива для проведения. Эта работа проводится Советом дела после завершения коллективного планирования.
- этап. Коллективный анализ проведенного дела: участники высказывают свое отношение к проведенному делу, отмечая его плюсы и минусы.
Ведущий благодарит всех за работу и предлагает остаться Совету дела по планированию для завершения дела.
Образцы карточек, предлагаемых микрогруппам.
Коллеги, привет! Нужен совет! Выдвигай поскорей много разный идей. Принимаются для накопления Все идеи без исключения! |
|||
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: |
ЧТО ПОЛЕЗНОЕ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ? или С КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВСТРЕТИТЬСЯ? |
||
1 |
группа |
2 группа |
|
3 |
группа |
4 группа |
|
Спасибо! |
|||
Добро пожаловать в страну фантазии. Предложений, задумок и разнообразия! Представьте, что Вы - Генератор Идей. Фиксируйте их на бумаге скорей! |
|||
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: КАК БУДЕМ НАЛАЖИВАТЬ КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ? или КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ НАШУ ЖИЗНЬ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНОЙ? |
|||
1 группа |
2 группа |
||
3 группа |
4 группа |
||
Спасибо! |
|||
Предложения свои поспешите выдвигать И на этом же листке не забудьте записать. Все приветствуются без исключения! Подключите свое воображение! |
|
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: О КОМ БУДЕМ ЗАБОТИТЬСЯ, КОМУ ПОМОГАТЬ? или ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОСЕТИТЬ? |
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Спасибо! |