Занятие "Сказочная птица"
Тема занятия «Сказочная птица»
Объект труда. Сказочная птица – Жар-птица.
Цель: расширение представлений о способах трансформации бумаги и использование их при конструировании объемных форм.
Задачи:
- освоить приемы складывания и резания бумаги;
- расширить представления о способах соединения деталей с основой объемной игрушки;
- развивать творческое воображение цветового восприятия.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание значимости выполнения практической задачи с опорой на технологическую карту.
Предметные: приобретение умения склеивать объёмную игрушку из бумаги, освоение приемов складывания и резания бумаги.
Метапредметные: умение решать практические задачи при освоении приёма создания изделия.
Оборудование: белая и цветная бумага, картон, клей, карандаш, ножницы, шаблоны; технологическая карта изготовления объёмной игрушки из бумаги «Сказочная птица».
Ход занятия.
1.Организация урока: приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, я рада нашей встрече. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Думаю, что занятие будет интересным и запоминающимся.
Прежде, чем работать, посмотрите, все ли есть?
2.Изучение нового материала и постановка учебной задачи.
Вот волшебная бумага.
Ты теперь не хуже мага
Сможешь превратить страничку
В зверя, рыбку или птичку.
Сделать множество игрушек
Для друзей и для подружек.
И украсить в доме полку,
Стену, столик или елку.
Бумага – это самый простой, доступный и легко обрабатываемый материал. Зависимо от идеи и назначения изделия, применяется бумага, различающаяся по толщине. Для работ, связанных со складыванием, используется тонкая писчая и цветная бумага. И чтобы получилась красивая поделка вам понадобится – желание, терпение и время. Я надеюсь, что этого у вас достаточно!
-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на занятии? (склеивать бумагу осваивая приёмы создания изделия в технике бумагопластика, изготавливать объемную игрушку).
Бумажная пластика — это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него за считанные минуты выразительные образы: цветы, птиц, животных. При помощи таких несложных средств, как бумага, ножницы и клей, можно создать великолепные объемные произведения: замок и лошадку, бабочку и куклу, машины и корабли. Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые, эти изделия – являются, как бы оболочкой предмета который изображается. Даже не имея специальной подготовки, можно с легкостью освоить изготовление простых сувенирных изделий. Эти увлекательные занятия еще и очень полезны! Ведь, создавая из бумаги любимого персонажа, развиваются творческие способности и воображение.
- Как вы думаете, можно ли сделать «Сказочную птицу»? Из какого материала? (разный).
- С каким материалом мы будем работать? (бумагой). В какой технике? (бумажная пластика, объемная игрушка).
3. Мотивация.
Легенда о сказочных птицах.
В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков — рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.
Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица, и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. «Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы».
Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина.
Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.
Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы — предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Говорят, что поймать ее можно только на приманку — клетку с золотыми яблоками внутри.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
Трудно определить, с какого века существовала сказка о Жар-птице в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.
Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. «Жар-птица» — это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.
Знаете, что на данный момент на Земле существует 10 770 видов птиц?
Чем отличаются птицы от других животных? Правильно! Птицы умеют летать и все покрыты яркими перьями!
Мы постараемся воплотить на бумаге самого яркого представителя этого красивого и такого необычного класса животных! Мы сделаем сказочную птицу (Жар-птицу).
Мой вопрос, поверьте, прост:
У кого, как веер, хвост?
Оперением кто гордится,
Называется – жар-птица?
Не летает, не поет,
Важно по земле идет?
(Жар Птица)
4. Практическая работа.
Вспомните правила, которые необходимо соблюдать при выполнении изделия на занятии. Закончите предложения, используя слова «нужно» или «нельзя»:
- держать ножницы острым концом от себя…нужно.
- отвлекаться во время работы…нельзя.
- работать с неисправными инструментами…нельзя.
- передавать ножницы закрытыми кольцами вперёд…нужно.
- ходить с инструментами по классу…нельзя.
Работа по технологической карте (Приложение).
-Зачем нужна технологическая карта? (поможет выполнить работу последовательно).
Педагог демонстрирует приёмы складывания и резания бумаги по схеме и способы соединения деталей с основой объемной игрушки (с опорой на технологическую карту), проговаривая вместе с детьми технологические операции по изготовлению детали.
Склеивание объёмного игрушки вместе с педагогом.
5. Физминутка для глаз.
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена а расслаблена... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко...(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
6. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению деталей оформления с помощью шаблонов. (Педагог контролирует правильность приёмов работы, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.)
7. Итог занятия.
Рефлексия деятельности.
- Какие прекрасные работы у вас получились.
- Что вам понравилось на занятии?
- В чем испытывали затруднение?
- Для создания какой поделки вы сможете применить полученные знания?
- Данная поделка может быть подарком? Кому вы её подарите?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта «Изготовление сказочной птицы – Жар-птица»
Этапы изготовления:
1. Подбор материалов для работы (Материалы: Двухсторонняя цветная бумага. Белый и Цветной картон. Ножницы. Карандаш. Клей.)
2. Подготовка шаблона для птицы (Материалы: Белый картон. Ножницы. Карандаш.
3. Делаем туловища птицы:
- вырезаем две детали туловища из цветного картона,
- делаем прорези для хвоста и крыльев в местах отмеченных на шаблоне.
4. Склеиваем детали туловища между собой, украшая голову хохолком из тонких полосок цветной бумаги, вклеивая их между деталями.
5. Делаем хвост птицы:
- цветную бумагу складываем гармошкой, соединяя несколько цветов,
- вставить в отверстие в районе хвоста птицы,
- склеить две стороны гармошки между собой.
6. Делаем крылья птицы:
- цветную бумагу складываем гармошкой, соединяя несколько цветов,
- вставить в отверстие в районе крыльев птицы,
- склеить две стороны гармошки между собой.
7. Рисуем глазки, делаем отверстие для лески, продеваем леску.
Наша птичка готова.